(812) 379-23-94, +79516656583 Санкт-Петербург, пр. Гагарина 34, avtoparking.spb@gmail.com

Что делать, если вы — участник ДТП?

Что делать, если вы — участник ДТП?

Большая часть населения планеты имеет водительские права и способна управлять автотранспортом. Каждый второй человек в мире, часто или время от времени, пользуется транспортным средством. И, конечно же, страховки от дорожно-транспортных происшествий не имеет никто. Важно знать, какую линию поведения выбрать, чтобы свести к минимуму материальный ущерб от аварии, а также не допустить необоснованных обвинений.

Прежде всего, порядок всех действий необходимо основывать на факторе, определяющем степень тяжести последствий — типе поведения участников сразу после происшествия. Те случаи ДТП, при которых пострадавшие получили серьёзные физические травмы и нуждаются в медицинской помощи, мы рассматривать не будем по понятной причине.

Типы поведения водителей после ДТП

Огромный опыт разбирательств транспортных аварий помогает выделить основные типы поведения участников происшествия:

  1. Впадение в апатию или ступор. Такие водители никогда не участвуют в анализе места аварии, оформлении протокола и прочих следственных манипуляциях.
  2. Полное доверие ГАИ. Данный тип поведения характерен для малоопытных водителей, ранее не попадавших в ДТП.
  3. Искажение обстоятельств аварии. Эти водители, как правило, пытаются изменить положение автомобиля, спрятать обломки разбитых фар, чтобы отвести от себя претензии.
  4. Бегство с места происшествия. Бывают случаи, в которых водитель из-за боязни ответственности, страха больших денежных убытков или для сокрытия нетрезвого состояния, пытается сбежать с места ДТП. Делает он это пешком или на автомобиле (если тот «на ходу»). Это ошибка, так как велика вероятность, что его найдут по номеру машины и привлекут к ответственности.
  5. Спокойное логичное поведение. Наиболее правильная линия поведения. Позволяет трезво разобраться в ситуации и избежать большого ущерба для техники и психики.

Подробная фиксация обстоятельств ДТП

Причинно-следственные связи между действиями водителей и последствиями аварии, устанавливаемые сотрудниками ГАИ, основываются на документах, составленных на месте происшествия. Очевидно, что попытки внести изменения в условия ДТП — не лучшая идея. Более того, если имеют место подобные действия со стороны другого водителя, вам необходимо попытаться предотвратить манипуляции «хитреца». Сначала — вежливое требование прекратить манипуляции, а затем, если обращение не дало эффекта — зафиксировать изначальную обстановку на месте ДТП подручными средствами, обратив на это внимание очевидцев.

Перечень составляемой документации на месте ДТП:

  • справка о дорожно-транспортном происшествии;
  • протокол осмотра места аварии;
  • схема ДТП;
  • протокол оценивания технического состояния автотранспортных средств;
  • показания участников происшествия;
  • показания свидетелей;

Сотрудникам ГАИ нужно требовательно настоять на указании в протоколе осмотра места ДТП факторов, которые, на ваш взгляд, могли повлиять на возникновение аварийной ситуации. К ним можно отнести буквально всё — обстановка на дороге в месте аварии (видимость знаков, разметки, исправность и видимость светофоров, освещённость места аварии), следы торможения, сведения о погоде, посторонние объекты на дороге и т.д. Привязку следов и предметов на месте аварии следует делать относительно окружающих ориентиров — разметка, столбы, здания, коммуникации и т.п.

Детализация повреждений

При составлении сотрудниками ГАИ документов на месте происшествия, нужно максимально детализировать все нанесенные вашему автомобилю повреждения. Дело в том, что размер материальной компенсации устанавливается на основании первично оформленного протокола повреждений. Следовательно, если вы отобразите в протоколе «деформацию крыла» — то и компенсируют вам только крыло. За все скрытые поломки вам придется платить самому. Правильно составленный протокол повреждений выглядит примерно так: «Вмятина правого крыла, разрыв металла правого крыла, разбит подфарник правого крыла, разбито стекло правой фары, разбита лампа правой фары, сломан защитный кожух под крылом, тяги рулевые правого колеса деформированы,…и т.д. и т.п….возможны другие повреждения, скрытые от визуального осмотра». Таким образом, размер возмещения будет соразмерен всем неисправностям, отображенным в протокол. Более того, вы оставляете за собой право дополнения протокола. Прежде чем подписать составленный протокол, внимательно прочтите его. При нахождении спорных моментов, не бойтесь указать на них сотруднику ГАИ — вы имеете на это полное юридическое право.

Объективные свидетели

Пока вы ждете сотрудников ГАИ, найдите среди очевидцев или остановившихся водителей тех, кто видел происшествие в динамике. Нужно записать их ФИО, адреса и контактные телефоны, заверить их, что расходы на явки в суд или ГАИ в качестве свидетелей будут компенсированы в полном объеме. Эти данные следует оставить при себе, а работникам ГАИ предоставить копию.

Обычно, «ГАИшники» после составления протокола, предлагают проверить уровень алкоголя. Не нужно противиться этой процедуре, наоборот, требуйте её проведения при нескольких свидетелях, а также утверждения результатов в медицинском учреждении. Если вы видите признаки алкогольного опьянения у другого водителя-участника ДТП, будь это запах алкоголя, шаткая походка, непонятная речь или отказ от прохождения теста на алкоголь — обязательно настаивайте на внесении этого в протокол. Это поможет предотвратить сокрытие факта опьянения посредством предоставления нарушителем «липовой» медицинской справки.

Ваши замечания и объяснения ДТП

Вступать в прения с сотрудниками ГАИ на месте происшествия не имеет смысла. Намного эффективнее вносить все ваши замечания в оформляемые документы. Таким же способом фиксируются неправомерные, превышающие полномочия действия работников ГАИ — все эти факты вы имеете право предоставить на рассмотрение в суд или прокуратуру.

После тестирования участников ДТП на алкоголь, работники ГАИ предлагают водителям написать собственные объяснения случившегося. К написанию этого документа следует отнестись внимательно, потому как убрать какие-либо показания или внести в них коррективы в будущем практически невозможно. Первостепенное объяснение случившегося, зачастую, самое объективное и верное. Поэтому следует тщательно подбирать слова, размышлять над каждым словосочетанием, описывать правильную последовательность событий. Фразы должны быть четкие, без размытости смысла.

Помощь друга и опытный адвокат

До прибытия ГАИ на место происшествия, желательно вызвать по телефону осведомленного в разборе дорожных происшествий знакомого, коллегу или друга (если таковые имеются). Лучше всего, чтобы этот человек успел добраться к вам раньше сотрудников ГАИ, прихватив с собой рулетку, ручку и тетрадь. Эти принадлежности могут помочь самим разобраться в случившемся, зафиксировать все аспекты произошедшего и вместе с другим участником ДТП отправиться для дальнейшего оформления в ГАИ.

В правоохранительных органах в процессе анализа аварийных происшествий имеет место следующий алгоритм:

  1. Возбуждении или отказ в возбуждении уголовного дела, основываясь на документах, оформленных на месте происшествия.
  2. Если уголовное дело открыто, то оно передаётся в МВД для дальнейшего расследования. Предварительное разбирательство занимает два месяца.
  3. Расследование может быть продлено районным прокурором ещё на месяц вследствие сложности экспертизы.
  4. Дальнейшее продление разбирательства редко и осуществляется только с разрешения более высокого начальства МВД.

В ситуации, при которой обвинение направлено против вас, нужно сразу пригласить квалифицированного адвоката, имеющего соответствующий опыт работы. Особенно это актуально, если в результате аварии есть погибшие или раненые, а также при нанесении большого ущерба. Юрист такого профиля поможет свести к минимуму размер компенсации или меру пресечения. В случае, когда обвинение предъявляете вы, затраты на услуги адвоката будут возмещены виновной стороной.

Содержание уголовного разбирательства

В случае возбуждения дела против вас — не мешкайте! Нанимайте адвоката как можно скорее. Перед судом дело будет предоставлено вам для ознакомления, пронумерованное и подшитое. Чем раньше вся информация по делу будет предоставлена вашему адвокату, тем выше вероятность добиться положительных результатов в итоге.

Потерпевший тоже фигурирует в деле. По большей части из-за заинтересованности в полном возмещении ущерба в результате ДТП. Иск потерпевшим может быть подан в любой момент времени до начала следственных мероприятий.

В иск должна входить вся информация об ущербе, нанесённом действиями обвиняемого, заверенная копиями соответствующих документов:

  • счёт за услуги транспортной компании, доставившей авто в ремонт или место стоянки;
  • фактический счёт ремонтных работ;
  • калькуляция расходов на ремонт транспортного средства, заверенного независимой оценочной фирмой;
  • счёта расходов на юридические услуги — юридические консультации, услуги адвоката;
  • квитанции об оплате уведомительных телеграмм, затрат на копирование документов, оплате госпошлины и др.;
  • сведения с места работы о ежедневном доходе и количестве пропущенных рабочих дней в результате ремонта автомобиля, посещений суда и т.д.

Не стоит включать в иск требование о возмещении морального ущерба, ведь маловероятно, что обвиняемый умышленно разбил ваше авто. Вполне этично требовать возмещения только материального ущерба.

«Рамки» закона, правдивость и достоинство

При подобных ситуациях целесообразно действовать не нарушая закон, честно и спокойно. Важно помнить, что все ваши неправомерные действия могут встретить адекватный ответ со стороны другого водителя. И, в этом случае, брань, угрозы и запугивания могут быть использованы и против вас. Проще говоря — ведите себя так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Иначе конфронтации не избежать.

Действуйте официально и согласуясь с законом. Заверения в том, что вам возместят ущерб завтра или же здесь же на месте, могут обернуться огромными затратами в будущем из собственного кошелька. Довольно часто бывает, что у виновника аварии находятся много свидетелей, которые клянутся, что видели всё собственными глазами и что виновник аварии — вы. Поэтому не пренебрегайте составлением документов на месте происшествия.

Возможно разрешить ситуацию на месте только в случае, когда авария не нанесла серьёзных повреждений или ущерб можно легко возместить сразу. В этом случае, можно взять компенсацию от виновника и мирно разойтись. Если вы предлагаете возместить ущерб деньгами, обязательно возьмите с пострадавшего водителя расписку, в которой указано, что ущерб, нанесенный вами, возмещен в полном объеме и претензий потерпевший к вам не предъявляет. Подойдет такой вариант расписки:

«Я, (Ф.И.О потерпевшего), проживающий по адресу (адрес потерпевшего), получил от (Ф.И.О виновного), проживающего по адресу (адрес виновного), деньги в размере (сумма числом и словом, валюта) в качестве возмещения материального ущерба, нанесённого моему автомобилю (марка и модель автомобиля, гос. номер, перечислить нанесённые повреждения) в результате ДТП (обстоятельства происшествия). Другого ущерба моему транспортному средству не причинено. В настоящее время никаких материальных или других претензий к (Ф.И.О виновного) не имею.»

Дата и время подписания

Ф.И.О потерпевшего